Анализ рынка потребления кофе в России на 2016-2018гг.

В ходе исследования выяснилось, что на протяжении последнего десятилетия российский рынок кофе динамично развивался.

С 2011 по 2016 год ежегодный прирост рынка кофе составил 57,6% в натуральном выражении. Росту этих показателей способствовало активное развитие торговых сетей, увеличение торговых площадей, а также развитие новых форматов торговли (кофейни, торговые автоматы, интернет-магазины, «кофе в офис» (office coffee service)).

Интенсивный рост рынка кофе подтверждает увеличение количества потребляемого кофе на душу населения в России за десятилетний период. Если в 2001 г. этот показатель составлял 400 гр. кофе на одного россиянина в год, то в 2016 г. в России на 1 человека приходилось 1,35 грамм кофе в год. Тем не менее, Россия на порядок отстает по этому показателю от развитых европейских стран, где он колеблется в пределах от 6,2 до 12 кг.

В 2001 году  85,1% потребителей покупали растворимый кофе, а в 2015 году всего 59% – спрос на растворимый кофе упал на 26,1% и продолжает слабеть. За счет этого увеличился спрос на зерновой и молотый кофе, который растет уже более 10 лет и будет расти ещё 15 лет, пока не приблизится к среднему показателю потребления кофе в Европе.

Кофе на вынос берут 8% покупателей, выйдя на прогулку или находясь в пути.

В сентябре 2018 года мировые цены на зерна арабики впервые за 12 лет опустились ниже доллара за фунт, на робусту – до 1540 доллара за тонну. Такие данные приводит биржа Intercotinental Exchange, прогнозируя в ближайшие годы рост потребления кофе и популяризацию новых форматов в России.

Обзор рынка потребления кофе в России

С 2016 г. продажи кофе демонстрируют небольшой, но стабильный рост благодаря одной из наметившихся тенденций – снижение динамики средних цен. Рыночная стоимость в среднем выросла только на 8%, тогда как годом ранее – на 23%.

По прогнозам исследовательского бюро NeoAnalytics, с 2017 г наблюдается ежегодный прирост рынка российского кофе на 3-5%. На конец 2017 г. объемы продаж в натуральном выражении составили 205,4 тыс.тонн. По итогам 2018 ожидается рост до 212,2 тыс.тонн, а в 2019-м – до 220,5 тыс.тонн.

Устойчивость позиций растворимых и зерновых напитков ритейл-аудит компании Nielsen связал с повышенной маркетинговой активностью поставщиков продукции и назвал кофе – самым промотируемым напитком. В периоды проведения масштабных промоакций покупатели не только охотнее расставались с деньгами, но и выбирали новые виды продукции, например, кофе с пенкой.

Тренды по розничной продаже кофе: виды, перспективы, преимущества

Как пояснил глава Ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия, с 2016 г. начался последовательный отказ потребителей от растворимого напитка в пользу зернового. За последние 10 лет доля растворимого кофе на российском рынке упала с 82 до 60%. Это связано с приходом в Россию с открытием большого количества кофеен и доступностью домашних аппаратов для приготовления горячего напитка.

Если говорить о вкусовых пристрастиях россиян, то по данным исследовательского агентства Magram Market Research, лидерами стали:

  • капучино – 43%;
  • латте – 26%;
  • американо – 13%;
  • раф – 4%.

Интернет и дропшиппинг

Активное развитие интернет-торговли подстегнуло и кофейный рынок. Сегодня сетевых потребителей интересует как фасованный зерновой и молотый кофе, так и растворимый, но выбор чаще делается в пользу редких сортов и оригинальной упаковки – того, что не всегда удается найти в розницу.

Особенный интерес онлайн-посетителей, по оценке экспертов РБК, вызывают интернет-площадки с собственным производством по обжарке и помолу кофейных зерен. В этом случае покупатели получают максимально свежий продукт. Но онлайн-продажами свежеобжаренного кофе в России занимаются не более 200 компаний. Большую часть продукции они поставляют в общепит, меньшую часть раскупают посетители сайтов. Конкуренцию индивидуальным обжарщикам составляют сети кофеин, запускающие собственные интернет-проекты.

Прибыль от продажи кофе

Инфографика на примере одного из популярных сайтов по продаже свежеобжаренного кофе Torrefacto (источник – РБК).

В выигрыше оказываются те интернет-магазины, которые готовы предложить:

  • максимальное количество сортов;
  • возможности выбора помола – от самого мелкого для приготовления в турке до крупного для френч-пресса;
  • различные варианты фасовки;
  • удобные способы оплаты;
  • быструю доставку кофе в офис или на дом.

Покупателям не принципиально, реализует онлайн-магазин собственную продукцию самостоятельно или работает по системе дропшиппинга, осуществляя прямые поставки без складского хранения и являясь посредником между производителем и потребителем. Но дропшиппинг вызывает интерес у инвесторов, выбирающих оптимальную бизнес-модель для будущего проекта.

Кофе с собой

Если в 2016 бум на «кофе с собой» захватил мегаполисы, то в последующие два года мода распространилась по всей России. По данным Magram Market Research, 57% россиян обязательно захватывают по пути на работу или учебу стаканчик горячего напитка, при этом средний возраст покупателей – от 24 до 44 лет.

Регулярность покупок аналитики Magram Market Research оценили так:

  • 22% респондентов каждый день балуют себя любимым напитком;
  • 48% – совершают покупку один-два раза в неделю;
  • 57% – не смогли назвать точное количество раз, но заметили, что приобретают кофе на ходу «время от времени».

Большинство опрошенных выпивают кофе по дороге (67%), остальные – уже в офисе или вузовской аудитории.

Вендинг (кофейные аппараты)

Доцент кафедры торговой политики РЭУ Елена Майорова убеждена, что слабая насыщенность сегмента вендинговых автоматов дает хороший потенциал для роста. Это приведет к тому, что тенденция популяризации вендинга в ближайшие годы сохранится.

Эксперты Национальной ассоциации автоматизированной торговли отмечают, что кофейные аппараты дают выручку на 25-50% больше, чем другие. Но пока в России вендинг отыгрывает лишь один процент розничных продаж, хотя комфортный среднемировой уровень составляет пять процентов. На один автомат у нас приходится 100 тысяч человек, тогда как в Японии – один автомат на 20 жителей.

Эксперты в ближайшие 5 лет прогнозируют ежегодный прирост автоматизированной розницы на 20%, ведь налицо все предпосылки. Людям нравится «общаться с гаджетами», автоматы становятся доступнее для инвестиций, а с лета 2018 внесены законодательные поправки по использованию касс в вендинговом бизнесе.

Кофейни

В последние два года сильнейшую конкуренцию традиционным кофейням с посадочными местами начали составлять кофе-бары, где можно быстро купить кофе навынос или выпить его за барной стойкой. Если первые используются для деловых переговоров, свиданий, встреч с друзьями, то активное развитие формата Coffee to Go подстегивает стремительно ускоряющийся ритм жизни.

Приметой 2018 года стал запуск кофеен Specialty coffee, предлагающей продукцию высшей ценовой категории. И это, по мнению владельца успешной сети кофе-баров Coffee Way Сергея Бунцевича связано с тем, вкусы потребителя существенно выросли и многие перестали заказывать «экспрессо» вместо «эспрессо».

А вот кофейни «на колесах» пока проигрывают привычным форматам. Покупатели предпочитают расположиться в уютных креслах стационарных кофеен или купить кофе навынос.

Среди основных причин непопулярности мобильных кофеин эксперты называют сильную конкуренцию со стороны традиционных точек торговли, сложности с законодательным статусом передвижных «ларьков» и недоверие покупателей к санитарным условиям. Мобильный формат успешен сегодня только в периоды проведения больших городских праздников или фестивалей, а также как составляющая часть кейтеринга.

Островки, магазины чая и кофе

По данным исследовательского холдинга «Ромир», объемы продаж кофе в российских супермаркетах и специализированных магазинах с начала 2018 сократились незначительно – на 0,5%. Одновременно с этим те, кто решил не отказываться от любимого напитка, в среднем вдвое увеличил каждую свою покупку.

По оценке Magram Market Research, купить стаканчик горячего кофе на «островках» предпочитает каждый шестой посетитель супермаркета.

Кофемашины и кофеварки дома и в офисе

Одной из тенденций последний лет стал растущий спрос на домашние кофемашины и кофеварки, стимулируемый модой на хороший кофе. По данным крупнейших брендов бытовой техники, в 1 полугодии 2018 г. объемы продаж выросли до 450 тысяч экземпляров на общую сумму почти 5 млрд.рублей.

Наряду с капсулами, популярностью для приготовления в домашних условиях пользуется зерновой и молотый кофе. Но если до 2016 года потребительские предпочтения по растворимому и натуральному кофе фиксировались как соотношение 80 к 20, то к 2018 приоритеты сместились – 65 к 35. По словам исполнительного директора ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова, россияне наконец-то «распробовали вкус настоящего кофе», потому не готовы отказываться от него даже при сокращении доходов.

Растет не только культура домашнего потребления кофе. Приготовленный в кофемашине напиток стал частью бизнес-этикета. Сегодня бытовые кофе-аппараты есть в каждом уважающем себя офисе, а без горячего напитка не проходят ни совещания, ни деловые переговоры.

Эксперты РБК на основе франчайзи одного из лидеров рынка рассчитали, что запуск кофейной точки навынос обойдется в 0,3-1,3 млн.рублей (размер инвестиции зависит от месторасположения). Окупаемость – от 8 до 21 месяца. Но наряду с удачным выбором локации и формата, важнее определиться с аудиторией и ее предпочтениями.